Ил-2 "Ярославский комсомолец"
|
|
JohniGo | Дата: Четверг, 26.11.2015, 21:05 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2581
Репутация: 6
Статус: Offline
| Когда-то, довольно давно, я наткнулся на боковик Ил-2 с надписью "Ярославский комсомолец". А поскольку я всю свою сознательную жизнь прожил в Ярославле, то загорелся я идеей построить такой самолет. Для начала решил я узнать про него поподробней. И вот что удалось выяснить на просторах интернета:
1942 году по инициативе комсомольцев колхоза "Заря свободы" Брейтовского района началось создание эскадрильи "Ярославский комсомолец". В Ярославском отделении Государственного банка был открыт счёт, номер которого до сих пор памятен многим ветеранам - 14 022. На него перечислялись добровольные взносы. На эти средства были построены 2 эскадрильи штурмовиков Ил-2.
31 Декабря 1942 года делегация молодёжи области выехала на Ленинградский фронт в часть майора 3oрина, чтобы вручить 20 боевых самолётов. На торжественном митинге воины и ярославские комсомольцы поклялись крепить дружбу, которая помогает бить врага. Лётчики обратились к молодёжи области с письмом:
"От всей глубины сердца мы благодарим вас, славные сыны Ленинского комсомола, за заботу о Вооружённых Силах Красной Армии. Нас тоже воспитал Ленинский комсомол, закалил нашу волю. Мы черпаем силы и волю к победе у нашей партии большевиков, в беспредельной любви к своей Отчизне. Клянёмся вам, дорогие товарищи, что приняв замечательные самолёты, не щадя своих сил и самой жизни, будем истребл@ть немецких оккупантов. Мы понесём на этих крыльях смерть фашизму !"
Вернувшись в Ярославль, выезжавшая на фронт делегация широко оповестила молодёжь области о том, как помогает бить врага техника, построенная на собранные юношами и девушками средства. Делегация обратилась к землякам с инициативой - собрать средства на строительство и подводной лодки "Ярославский комсомолец".
Самолёты с надписью на борту "Ярославский комсомолец" действовали на Ленинградском фронте. Лётчики 448-го штурмового авиаполка уничтожили тысячи гитлеровских захватчиков. Свою клятву, данную комсомольцам и молодёжи Ярославской области, они геройски сдержали. Лётчик П. Кизенков из эскадрильи "Ярославский комсомолец" беспощадно громил технику и живую силу врага. Только в одном из налётов на неприятельскую колонну им было уничтожено до 80 гитлеровцев.
Командир 3-й эскадрильи этого полка Старший лейтенант Зинченко Алексей Родионович за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Источник
Крайнее фото, не смотря на большую занятость, отсканировал и прислал Михаил Дмитриевич Кербиков, за что ему огромное спасибо!
Появились новые фотографии самолетов из архива О.Б. Кнорринга. Отчетливо видны номера 301228 (одноместный) и 301257 (двухместный).
Ил-2 №301257 с мотором №4583342 был принят военной приемкой завода №30 в Москве 28.12.1942 г. Самолет двухместный с 2 пушками ШВАК, 2 ШКАС и 1 Березина, радиоприемник РСИ-4.
Вот что писала "Комсомольская правда" за 01.01.1943:
Оказывается, самолеты были переданы в 996 ШАП:
Зорин Денис Михайлович - подполковник, до 29.04.1944 командир 996 ШАП
Пропал без вести 29.04.1944
Орлов Евгений Гаврилович - парторг 996 ШАП - потом в пехоте в 205 гв.сп
Брюханов Степан Степанович - летчик 996 ШАП - ГСС. 04.05.1945 погиб при выполнении боевого задания http://www.krskstate.ru/pobeda/heros/0/id/17106
Журнал боевых действий 224 ШАД 1-12 мая 1945 года
Павлов Юрий Иванович - летчик 996 ШАП - 13.03.1944 г. погиб при исполнении служебных обязанностей.
Союзкиножурнал №1-2 январь 1943 года: (3:45 минута видео)
Update 2: (огромная благодарность Прокофьеву Илье Геннадьевичу)
самолет Ил-2 № 301228 с мотором АМ-38 № 294046:
- приказом по 704 ШАП от 02.02.43г., поставлен на учет в полку как прибывший с 30 завода;
- 17.02.43г., разбит при вынужденной посадке в Ленобласти (сейчас Кировский район), летчик мл.л-т Кондрашов - прибыл в часть;
- приказом по 704 ШАП от 09.03.43г., сдан в ремонт в ПАРМ на аэр. Шум (Ленобласть).
При выбытии 704 ШАП на Калининский фронт, самолеты передали 281 ШАД в состав 448 ШАП (в январе-феврале 1943 года оба эти полка действовали на одном направлении в составе 14 ВА), что подтверждено приказами по 232 ШАД о сдаче самолетов, а приказами 281 ШАД о постановки их на учет.
- 23.07.43 был потерян в 448 ШАП. Мл. лейтенант Луговой В.М. не вернулся с боевого задания.
P.S. Чуть позже начну обзор всего, что уже заначено для данной стройки и ожидает того момента, когда мои кривые руки будут признаны достойными начать стройку.
С уважением, Евгений.
|
|
| |
Shoki | Дата: Пятница, 01.04.2016, 13:09 | Сообщение # 2 |
Майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 86
Репутация: 2
Статус: Offline
| Евгений, модель какой фирмы будешь использовать?
Все, что есть прекрасного в этой жизни, либо аморально, либо незаконно, либо приводит к ожирению.
Сообщение отредактировал Shoki - Пятница, 01.04.2016, 13:10 |
|
| |
JohniGo | Дата: Пятница, 01.04.2016, 13:45 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2581
Репутация: 6
Статус: Offline
| Эдуардовский 8165 - Ил-2М. Это смешанный набор из 2-х Академовских. Получается 2-х местный Ил с прямым крылом (как и прототип). Ну и некоторые плюшки к нему докуплены.
Осталось созреть морально (ну и недавно купленный стапель склеить)
С уважением, Евгений.
|
|
| |
Shoki | Дата: Пятница, 01.04.2016, 17:22 | Сообщение # 4 |
Майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 86
Репутация: 2
Статус: Offline
| У меня тоже Ил-2 имеется только от Тамии, очень зацепил вариант "От Леночки за папу" его буду делать, ну и что, что он зимний.
Все, что есть прекрасного в этой жизни, либо аморально, либо незаконно, либо приводит к ожирению.
|
|
| |
JohniGo | Дата: Суббота, 14.01.2017, 18:30 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2581
Репутация: 6
Статус: Offline
| Кстати по поводу наименований различных версий Ил-2 (эдуардоского Ил-2М и тамийского Ил-2М3).
Из монографии Родионова по 1942 году:
25 сентября 1942 г. вышло Постановление ГКО, согласно которому ОКБ Ильюшина и заводу №18 поручалось к I марта 1943 г. построить штурмовик-бомбардировщик Ил-2М с АМ-42. Компоновочная схема Ил-2М, площадь, размах и аэродинамический профиль крыла, а также конструктивные решения многих узлов и агрегатов остались такими же, как и на Ил-2 с АМ-38ф, но по некоторым геометрическим параметрам и конструкции машина являлась все же новым самолетом. Закабинная часть фюзеляжа стала длиннее на 1,25 м. Крыло и узлы его подвески усиливались. В связи с использованием воздушного винта большего диаметра - 4,0 м, стойки шасси были удлинены. Соответственно, изменились и гондолы, в которые они убирались. Некоторое улучшение аэродинамики и повышение боевой живучести Ил-2М достигалось размещением маслорадиатора рядом с водяным внутри бронекорпуса в воздушном канале, который был выполнен по типу Ил-2. На Ил-2М предполагалось усилить бронирование мотора, его агрегатов, бензо- и маслобаков с магистралями, применить бензобаки с протектором и систему заполнения их нейтральным газом. Стрелок полностью бронировался. По заданию штурмовик должен был иметь максимальную бомбовую нагрузку до 1000 кг, две пушки ВЯ (300 снарядов) и два пулемета ШКАС (1500 патронов). Ракетное вооружение устанавливать не предполагалось. Особенностью Ил-2М являлась шарообразная бронированная башня с пулеметом УБК, обеспечивающая одновременно хорошую защиту стрелка и большие углы обстрела. Отметим, что никаких других самолетов семейства Ил-2 с индексом "М" и другими цифровыми "довесками", как это указывается в ряде публикаций, никогда не строилось и тем более, серийно не производилось.
С уважением, Евгений.
|
|
| |
JohniGo | Дата: Суббота, 14.01.2017, 22:12 | Сообщение # 6 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2581
Репутация: 6
Статус: Offline
| Наткнулся вот на такое еще утверждение, не знаю как его проверить, но тем не менее...
"Уникальность штурмовиков ИЛ-2, серийное производство которых началось у нас на 30-ом заводе, а потом на 381-ом, состоит в том, что они имели расположение пушек ШВАК-20 ближе к оси самолёта, а пулемёты ШКАС-7,62 дальше. Такое расположение пушек и пулемётов повышало точность стрельбы на 50 процентов по сравнению со штурмовиками других заводов-изготовителей, у которых расположение пушек и пулемётов было как раз наоборот."
С уважением, Евгений.
|
|
| |
slimpermen | Дата: Воскресенье, 15.01.2017, 23:01 | Сообщение # 7 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1227
Репутация: 4
Статус: Offline
| Цитата JohniGo ( ) "Уникальность штурмовиков ИЛ-2, серийное производство которых началось у нас на 30-ом заводе, а потом на 381-ом, состоит в том, что они имели расположение пушек ШВАК-20 ближе к оси самолёта, а пулемёты ШКАС-7,62 дальше. Такое расположение пушек и пулемётов повышало точность стрельбы на 50 процентов по сравнению со штурмовиками других заводов-изготовителей, у которых расположение пушек и пулемётов было как раз наоборот." Бредятина, если честно. От перемены мест слагаемых , как говориться. Пушки и пулемёты центровались на определённую дальность, пристреливались. Естественно то что ближе к оси самолёта, стреляло точнее, но на 50%, бредятина.
|
|
| |
JohniGo | Дата: Понедельник, 16.01.2017, 01:19 | Сообщение # 8 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2581
Репутация: 6
Статус: Offline
| Ну собственно вопрос не в проценте увеличения точности. Вопрос в том, могло ли на самом деле быть такое, что один из заводов (далеко не самый массовый) выпускал самолет с вооружением, расположенным отлично от других заводов (ну и чертежей головного предприятия соответственно). То что логичней более тяжелое орудие с большей отдачей расположить ближе к центру масс - это очевидно. Но во-первых, почему-то не установили (есть мнение, что просто торопились и сделали, как было проще, а не как лучше). Собственно по аналогичной причине не прижились на Ил-2 и орудия НС-37... Слишком сильно начинала рыскать машина при стрельбе длинными очередями.
Так что поменять местами пушки и пулеметы смысл конечно был. Но вот вероятность такой самодеятельности мне кажется крайне низкой. С другой стороны, если это на самом деле так, то это весьма существенное внешнее отличие, которое нужно учитывать при создании модели.
С уважением, Евгений.
|
|
| |
slimpermen | Дата: Понедельник, 16.01.2017, 15:06 | Сообщение # 9 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1227
Репутация: 4
Статус: Offline
| Единственный раз когда пушки с пулемётами меняли местами, это на Ил-2 М-82
|
|
| |
JohniGo | Дата: Среда, 18.01.2017, 21:54 | Сообщение # 10 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2581
Репутация: 6
Статус: Offline
| Однако тяжело было предкам воевать на этом агрегате...
Эксплуатация ИЛ-2, инструкция для лётчиков (1943)
С уважением, Евгений.
|
|
| |
JohniGo | Дата: Среда, 25.01.2017, 15:46 | Сообщение # 11 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2581
Репутация: 6
Статус: Offline
| Появились информация о том, что 301228 был передан в 704 ШАП, а также о том, что самолеты этого ШАП были переданы в 448 ШАП. (обновил информацию в первом сообщении). Так что похоже, что "Ярославские комсомольцы" на самом деле оказались там.
Кроме того, нашел еще такую информацию: Боевые и небоевые потери и летные происшествия 281 ШАД, Синявинская операция 12.01.43 - 31.12.43 К сожалению большая часть номеров самолетов не указана или указана не полностью. Из 12-й серии 30-го завода явно фигурирует только потеря №301214 15.02.43 как раз в 448 ШАП. Некоторые указаны 4-значными номерами, без номера завода, например №1215 потерянный 1.04.43 или №1212 потерянный 5.07.43 оба из 448 ШАП.
С уважением, Евгений.
|
|
| |
JohniGo | Дата: Суббота, 26.10.2019, 16:10 | Сообщение # 12 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2581
Репутация: 6
Статус: Offline
| Нашел вот такое упоминание про 996 ШАП:
В этот период времени уже активно вел боевые действия 996-й шап, прибывший в состав 224-й шад 21 марта 1943 года. Этот полк был организован в августе 1942 года на полевом аэродроме Ак-Тепе, в 18 км от Ашхабада Туркменской ССР, на самолетах У-2, как полк ночных бомбардировщиков. В октябре 1942 г. полк эшелонами прибыл в Ивановскую область, сдал самолеты У-2 и переехал в Москву, где изучал в заводских условиях новую материальную часть - самолет Ил-2. С 3 декабря 1942 г. по 20 марта 1943 года личный состав 996-го шап переучивался и проходил боевое применение на самолетах Ил-2 на аэродроме Борки Калининской области. Первым местом базирования 996-го шап в составе 224-й шад был аэродром Курово под Калугой, где он вступил в боевые действия. В апреле-мае летал с аэродрома Грабцево, затем - с аэродрома Рысня, рядом с г. Калугой. В июне-августе полк базировался на аэродроме Голодское, под городом Перемышль, Тульской области. Здесь, не вернулись с боевого задания экипажи летчиков: Г. Калашникова, В. Конопелько, В. Лазоренко и П. Леонидова.
http://www.polk.ru/forum/index.php?showtopic=4083
Т.е. представители 996 ШАП вполне могли оказаться 31.12.42 в Москве, где и засветились в торжественной передаче самолетов (фото, газета, кинохроника). Но по документам получается, что Ил-2 301228 остался на заводе и в феврале был отправлен в 704 ШАП.
За эту версию говорит и информация о командире эскадрильи 448-го штурмового авиационного полка (281-я штурмовая авиационная дивизия, 14-я воздушная армия, Волховский фронт) старшем лейтенанте А. Р. Зинченко. "Рассказывая о боевой деятельности А. Р. Зинченко, следует отметить тот факт, что лётчики 3-й эскадрильи 448-го штурмового авиаполка летали на самолётах "Ярославский комсомолец". Это был подарок фронту от ярославской молодёжи."
С уважением, Евгений.
|
|
| |
JohniGo | Дата: Суббота, 26.10.2019, 17:06 | Сообщение # 13 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2581
Репутация: 6
Статус: Offline
| С другой стороны - в эскадрилье - 9 самолетов, так что могли и "поделить по братски". Часть ушла 996 ШАП, а часть в 704-й, который потом передал матчасть 448-й ШАП. Хотя, учитывая что приказом НКО № 305 от 20 августа 1941 года все штурмовые авиаполки, на вооружение которых поступали Ил-2, стали формироваться как двухэскадрильные по 9 самолётов в каждой эскадрилье и 2 самолёта в управлении (штаб) полка (машины командира и штурмана полка), 20 самолетов "Ярославский комсомолец" - это как раз целая эскадрилья и делить их достаточно странно. Вероятней, что половина из этих 20 до передачи в 448 ШАП просто не дожили.
С уважением, Евгений.
|
|
| |
slimpermen | Дата: Суббота, 26.10.2019, 20:39 | Сообщение # 14 |
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 1227
Репутация: 4
Статус: Offline
| Жень, собирай уже, Звезда планирует Ил-2 в 48ом. Как выпустит вариант с прямым крылом, жаба тебя задушит.
|
|
| |
JohniGo | Дата: Суббота, 26.10.2019, 21:00 | Сообщение # 15 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2581
Репутация: 6
Статус: Offline
| Не задушит. Но собирать конечно пора...
С уважением, Евгений.
|
|
| |