После долгих сомнений, начал строительство модели этого красивого танка. Несмотря на то, что танк серийный и состоял на воооружении армии, информация по нему довольно скудная - во всяком случае у меня (я имею в виду чертежи и подробные фотографии). Хороших чертежей ИС-4 найти так и не смог, поэтому в постройке корпуса и башни буду использовать чертеж ИС-4М поздней серии: Ну вот, начало постройки - низ корпуса (ванна). Позже будут сварочные швы. Как-то сложно мне далась геометрия этого корпуса... Пытался сразу сделать начисто, переделывал четыре раза... В итоге, плюнул, решил сбрать коробку, не обращая внимание на щели - главное, соблюсти геометрию. Потом доработаю двухкомпанентной шпаклевкой. Вот пока промежуточный результат - коробка перед шпаклевкой: Ну вот, болванка корпуса доведена шпаклевками Тамия и зашкурена. Следующий этап - сварные швы. Раскроил корпус, симитировал сварочные швы, сделал на торцах плит следы резки. Ну и прорезал воздуховоды МТО. Чем дальше, тем больше убеждаюсь, что чертежи Мальгинова можно выбросить... Очень много неточностей и упрощений, в итоге - неверное расположение и форма деталей. Приходится постоянно сверяться с фотографиями реального танка. Начал делать кронштейны балансиров: Параллельно продолжил работу над надмоторной плитой: Воспроизвел решетки на надмоторной плите. Жаль, что за сетками там видно практически ничего не будет... Сымитировал литьевую основу надмоторных решеток с местами для крепежа: Продолжаю работу на надмоторной плите. Осталось сделать бронировки выхлопной системы и установить сетки на воздуховоды. Продолжаю деталировку кормы танка: Поставил на крышу трансмиссионного отделения болты чуть большего размера. Ну и установил на место выхлопные патрубки с бронировками. Установил буксирные крюки от Тамиевского ИС-2 и сделал к ним фиксаторы. Сделал бронировку и люк механика водителя. Установил бронировки смотровых приборов. Добавил водосток на крышку доступа к трансмиссии и установил кронштейны крепления дымовых шашек ДМШ: Закончил кронштейны балансиров опорных катков: Поставил сетки на воздуховоды и вентиляторы. Действительно, под ними практически ничего не видно... Начал делать башню: Выставил контуры башни. Теперь шкурить и выводить поверхности, а потом имитировать литье. Ну, вот так пока это все выглядит: Вывел грани и плоскости башни. Сымитировал литьевую фактуру брони. В сборе: Если сравнить: Начал "облицовочные" работы на башне: Сделал маску пушки: В сборе: Продолжаю возиться с башней. Ну и установил на места балансиры опорных катков. Сделал мастер-модель ограничителя хода балансиров и отдал его на копирование (делать его еще 13 раз было свыше моих сил...). Пока делаются копии, занялся другими элементами ходовой части. Доработал ведущие звездочки: К моему ужасу, поддерживающие катки ИС-4 были значительно меньше в диаметре, чем на ИС-2 и ИС-3... Пришлось делать эти детали самому: Ну и вот теперь приступил к зачистке траков от облоя и подготовке их к сборке: Подоспели отливки ограничителей хода балансиров опорных катков. Установил и "приварил" на корпусе ограничители и кронштейны поддерживающих катков. Вот - ходовая без гусениц: Покрупнее отботовка люков. Ну вот и закончил сборку ходовой части. Как ни пробовал, сделать провис на склеиваемых цианокрилом ветках не удавалось. Пришлось откопировать связку из четырех траков и мне отлили эти связки из какого-то поли-материала (на фото они серого и белого цвета, а темные - смоляные траки, отлитые для меня Владимиром из Самары). Из них и склеил верхние ветви гусениц - ветки получились более эластичными и их удалось согнуть в провисы - правда, и здесь не обошлось без многочисленных поломок... Видимо, для следующих моделей нужно будет делать кондуктор, по которому склеивать цепи с провисом между поддерживающими роликами. Вот такой комплект... Для бльшей наглядности и оценки загрунтовал низ модели и ходовую. Улучил немного времени и начал делать крылья-полки: Переделал крылья и установил на места элементы поддержки крыльев на носу и на корме танка: После некоторых раздумий, доработал ствол орудия - Тамия слишком заузила ствол в месте соединения с дульным тормозом: Вот так модель выглядит сейчас: И немного крупнее: Потихоньку вожусь с дополнительными баками. Использовал баки от ИС-2, предварительно срезав с них абсолютно все. Сымитировал сварной шов на баках - но его нужно будет сделать немного потоньше - в доработке... Построил кронштейны крепления баков на корпусе танка. "Привязал" баки к кронштейнам закрепляющими полосами. Общий вид на сегодня: Сделал ящики для хранения инструмента, артиллерийских принадлежностей и личных вещей экипажа, а также бак для масла: Закрепил ящики на корпусе танка. Установил на башне элементы фиксации люков в открытом положении: И установил на место бревно для самовытаскивания: Вот так машина выглядит сейчас: Ура! Нашлись ответы на мои вопросы. Причем, самым неожиданным образом... В гости приехал мой дядька Георгий - младший сводный брат моей матушки. Ему в прошлом году исполнилось 60 лет. Всю жизнь проработал водителем-дальнобойщиком и сейчас продолжает водить грузовики. К технике относится как к живому существу... В армии служил в танковых войсках механиком-водителем на Дальнем Востоке. Увидев, как я чешу лысину, глядя то на свою модель, то на монитор ноутбука со схемой топливопровода из "Руководства по эксплОатации...", он присмотрелся к изображению, взял модель в руки и сказл - ИС-4 лепишь? Потом добавил - ранняя версия. Я, естественно поинтересовался - откуда он знает этот танк. Он отвечает - в 1972 году, когда он прибыл из учебного подразделения на место службы в ЗабВО - в Читинскую область в районе г. Борзя (служил он в танковой части в составе 86-го армейского корпуса), им пришлось изымать из консервации и отправлять на "утилизацию" танки ИС-4М. Несмотря на то, что танки шли на переплавку, комиссия принимала комплектацию каждого танка по описи. Поэтому готовили каждый танк к сдаче очень тщательно. Тут и выяснилось, что танки - модифицированные, а инструкции у них на ранние ИС-4. Ряд моментов по оснастке и комплектации ЗИП расходятся. Вот тут он и столкнулся именно с этими трубками подсоса воздуха в дополнительные баки - на схемах есть, в наличии - нет... Тогда им специалисты, входившие в комиссию приемки, объяснили, что кольца воздушных трубок были убраны при модификации внутрь танка. Пара трубок, которые соединяли правую и левую пары доп.баков - это вспомогательные дублирующие воздушные каналы, которые не были обязательными и в войсках снимались (может, поэтому на схеме в "Руководстве по эксплОатации..." они никак не маркируются и не описываются). Подсоединялись они к воздушным патрубкам через дополнительные соединительные трубки-вилки. В общем, на реальных машинах их могло и не быть совсем. Так что, я решил не заморачиваться и их не ставить. Заодно установил элементы крепления дополнительных стволов и пулемета на башне. Пока так - потом попробую, если получится, сделать "барашки", но уж очень все мелко... Может, оставлю как есть... Так модель выглядит сейчас: Установил на место буксирные тросы и серьги: Разместил пилу: Установил второй вентилятор на правой части башни. Рабочий вентилятор - отличительная черта ранней версии танка. На модернизированных машинах приливы вторых вентиляторов заваривали, а на поздних танках их просто не устанавливали. Пожалуй, все... Сборка закончена. Так мне, во всяком случае, кажется... Крики "Ура, закончил..." оказались преждевременными... Установил забытые фару и звуковой сигнал. Сделал проводку. Сделал первый шаг к покраске - загрунтовал модель. Результат в грунтовке мне нравится... Нанесен базовый цвет с высветлениями: Фото двух тяжеловесов: ИС-2М и ИС-4 Закончил, как мне кажется, со всеми тонировками по корпусу. Пока не трогал гусеницы и ходовую. Пока еще не наносил пыль и грязь. Итог покрасочных работ: http://panzer35.ru/forum/47-12046-1 | |
| |
Просмотров: 5485 | Комментарии: 6 | |
Всего комментариев: 6 | |
| |