Тяжелый танк ИС-4 ранней серии (1947 год)

После долгих сомнений, начал строительство модели этого красивого танка.

Несмотря на то, что танк серийный и состоял на воооружении армии, информация по нему довольно скудная - во всяком случае у меня (я имею в виду чертежи и подробные фотографии). Хороших чертежей ИС-4 найти так и не смог, поэтому в постройке корпуса и башни буду использовать чертеж ИС-4М поздней серии:


Ну вот, начало постройки - низ корпуса (ванна). Позже будут сварочные швы.


Как-то сложно мне далась геометрия этого корпуса... Пытался сразу сделать начисто, переделывал четыре раза... В итоге, плюнул, решил сбрать коробку, не обращая внимание на щели - главное, соблюсти геометрию. Потом доработаю двухкомпанентной шпаклевкой. Вот пока промежуточный результат - коробка перед шпаклевкой:


Ну вот, болванка корпуса доведена шпаклевками Тамия и зашкурена. Следующий этап - сварные швы.


Раскроил корпус, симитировал сварочные швы, сделал на торцах плит следы резки. Ну и прорезал воздуховоды МТО.


Чем дальше, тем больше убеждаюсь, что чертежи Мальгинова можно выбросить... Очень много неточностей и упрощений, в итоге - неверное расположение и форма деталей. Приходится постоянно сверяться с фотографиями реального танка.

Начал делать кронштейны балансиров:


Параллельно продолжил работу над надмоторной плитой:


Воспроизвел решетки на надмоторной плите. Жаль, что за сетками там видно практически ничего не будет...


Сымитировал литьевую основу надмоторных решеток с местами для крепежа:


Продолжаю работу на надмоторной плите. Осталось сделать бронировки выхлопной системы и установить сетки на воздуховоды.


Продолжаю деталировку кормы танка:


Поставил на крышу трансмиссионного отделения болты чуть большего размера. Ну и установил на место выхлопные патрубки с бронировками.


Установил буксирные крюки от Тамиевского ИС-2 и сделал к ним фиксаторы. Сделал бронировку и люк механика водителя. Установил бронировки смотровых приборов.


Добавил водосток на крышку доступа к трансмиссии и установил кронштейны крепления дымовых шашек ДМШ:


Закончил кронштейны балансиров опорных катков:


Поставил сетки на воздуховоды и вентиляторы. Действительно, под ними практически ничего не видно...


Начал делать башню:


Выставил контуры башни. Теперь шкурить и выводить поверхности, а потом имитировать литье.


Ну, вот так пока это все выглядит:


Вывел грани и плоскости башни. Сымитировал литьевую фактуру брони.


В сборе:


Если сравнить:


Начал "облицовочные" работы на башне:


Сделал маску пушки:


В сборе:


Продолжаю возиться с башней.


Ну и установил на места балансиры опорных катков.


Сделал мастер-модель ограничителя хода балансиров и отдал его на копирование (делать его еще 13 раз было свыше моих сил...). Пока делаются копии, занялся другими элементами ходовой части. Доработал ведущие звездочки:


К моему ужасу, поддерживающие катки ИС-4 были значительно меньше в диаметре, чем на ИС-2 и ИС-3... Пришлось делать эти детали самому:


Ну и вот теперь приступил к зачистке траков от облоя и подготовке их к сборке:


Подоспели отливки ограничителей хода балансиров опорных катков. Установил и "приварил" на корпусе ограничители и кронштейны поддерживающих катков.

Вот - ходовая без гусениц:


Покрупнее отботовка люков.


Ну вот и закончил сборку ходовой части.

Как ни пробовал, сделать провис на склеиваемых цианокрилом ветках не удавалось. Пришлось откопировать связку из четырех траков и мне отлили эти связки из какого-то поли-материала (на фото они серого и белого цвета, а темные - смоляные траки, отлитые для меня Владимиром из Самары). Из них и склеил верхние ветви гусениц - ветки получились более эластичными и их удалось согнуть в провисы - правда, и здесь не обошлось без многочисленных поломок... Видимо, для следующих моделей нужно будет делать кондуктор, по которому склеивать цепи с провисом между поддерживающими роликами.


Вот такой комплект...


Для бльшей наглядности и оценки загрунтовал низ модели и ходовую.


Улучил немного времени и начал делать крылья-полки:


Переделал крылья и установил на места элементы поддержки крыльев на носу и на корме танка:


После некоторых раздумий, доработал ствол орудия - Тамия слишком заузила ствол в месте соединения с дульным тормозом:


Вот так модель выглядит сейчас:


И немного крупнее:


Потихоньку вожусь с дополнительными баками. Использовал баки от ИС-2, предварительно срезав с них абсолютно все. Сымитировал сварной шов на баках - но его нужно будет сделать немного потоньше - в доработке... Построил кронштейны крепления баков на корпусе танка. "Привязал" баки к кронштейнам закрепляющими полосами.


Общий вид на сегодня:


Сделал ящики для хранения инструмента, артиллерийских принадлежностей и личных вещей экипажа, а также бак для масла:


Закрепил ящики на корпусе танка.


Установил на башне элементы фиксации люков в открытом положении:


И установил на место бревно для самовытаскивания:


Вот так машина выглядит сейчас:


Ура! Нашлись ответы на мои вопросы. Причем, самым неожиданным образом...

В гости приехал мой дядька Георгий - младший сводный брат моей матушки. Ему в прошлом году исполнилось 60 лет. Всю жизнь проработал водителем-дальнобойщиком и сейчас продолжает водить грузовики. К технике относится как к живому существу... В армии служил в танковых войсках механиком-водителем на Дальнем Востоке.

Увидев, как я чешу лысину, глядя то на свою модель, то на монитор ноутбука со схемой топливопровода из "Руководства по эксплОатации...", он присмотрелся к изображению, взял модель в руки и сказл - ИС-4 лепишь? Потом добавил - ранняя версия.

Я, естественно поинтересовался - откуда он знает этот танк. Он отвечает - в 1972 году, когда он прибыл из учебного подразделения на место службы в ЗабВО - в Читинскую область в районе г. Борзя (служил он в танковой части в составе 86-го армейского корпуса), им пришлось изымать из консервации и отправлять на "утилизацию" танки ИС-4М.

Несмотря на то, что танки шли на переплавку, комиссия принимала комплектацию каждого танка по описи. Поэтому готовили каждый танк к сдаче очень тщательно. Тут и выяснилось, что танки - модифицированные, а инструкции у них на ранние ИС-4. Ряд моментов по оснастке и комплектации ЗИП расходятся. Вот тут он и столкнулся именно с этими трубками подсоса воздуха в дополнительные баки - на схемах есть, в наличии - нет... Тогда им специалисты, входившие в комиссию приемки, объяснили, что кольца воздушных трубок были убраны при модификации внутрь танка. Пара трубок, которые соединяли правую и левую пары доп.баков - это вспомогательные дублирующие воздушные каналы, которые не были обязательными и в войсках снимались (может, поэтому на схеме в "Руководстве по эксплОатации..." они никак не маркируются и не описываются). Подсоединялись они к воздушным патрубкам через дополнительные соединительные трубки-вилки.

В общем, на реальных машинах их могло и не быть совсем. Так что, я решил не заморачиваться и их не ставить.


Заодно установил элементы крепления дополнительных стволов и пулемета на башне. Пока так - потом попробую, если получится, сделать "барашки", но уж очень все мелко... Может, оставлю как есть...


Так модель выглядит сейчас:


Установил на место буксирные тросы и серьги:


Разместил пилу:


Установил второй вентилятор на правой части башни. Рабочий вентилятор - отличительная черта ранней версии танка. На модернизированных машинах приливы вторых вентиляторов заваривали, а на поздних танках их просто не устанавливали.


Пожалуй, все... Сборка закончена. Так мне, во всяком случае, кажется...


Крики "Ура, закончил..." оказались преждевременными... Установил забытые фару и звуковой сигнал. Сделал проводку.


Сделал первый шаг к покраске - загрунтовал модель. Результат в грунтовке мне нравится...


Нанесен базовый цвет с высветлениями:


Фото двух тяжеловесов: ИС-2М и ИС-4


Закончил, как мне кажется, со всеми тонировками по корпусу. Пока не трогал гусеницы и ходовую. Пока еще не наносил пыль и грязь.


Итог покрасочных работ:


http://panzer35.ru/forum/47-12046-1

Категория: Броня | Добавил: DmitryShavrin (18.10.2016) | Автор: Дмитрий Шаврин
Просмотров: 5485 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 6
avatar
1 vais68 • 18:39, 19.10.2016
Каждый раз, когда вижу работы Дмитрия Шаврина - вспоминаются слова киношного тов. Карабаса Барабаса: "Это - просто праздник какой-то!"
avatar
0
2 JohniGo • 20:02, 19.10.2016
Это точно. Сегодня показал статью коллегам на работе. Совершенно далекие от моделизма ребята - тоже были в шоке...
Планирую еще парочку строек Дмитрия сюда перетащить.
avatar
3 vais68 • 09:00, 20.10.2016
Отлично! Такие статьи стимулируют, если не делать все с нуля - то точно делать подробную детализацию модели.
avatar
4 antiob • 12:05, 20.10.2016
Это потрясающе - больше тут ничего не скажешь.
avatar
5 Melden_48 • 22:26, 20.10.2016
Просто за гранью моего понимания. Шедевр!!!
avatar
6 evrock7074 • 00:29, 09.11.2020
Супер.
avatar